dodododo: (Default)
dodododo ([personal profile] dodododo) wrote2003-09-21 02:39 pm

о низменном

какие-то глубокие (необратимые?) перемены с человечеством все же происходят. индустриализация ли тому виной или высокий темп жизни, или еще что, но появилась некая всеобщая черта, которую приблизительно можно обозначить словом оторванность.
все уже умеют пользоваться машинами и компьютерами, но совершенно не знают, как позаботиться о себе, если под рукой нет предписанных способов.
это касается, как ни странно, не только обитателей мегаполисов, но и деревенских жителей.
из личного опыта: когда голландскую крестьянку, проработавшую всю жизнь на земле и вырастившую четверых сыновей, обратившуюся как к дохтуру на предмет простуды - привычных аспирина и прочего не оказалось под рукой - пришлось обучать народным средствам: парить ноги, пить чай с малиной, дышать над картошкой, - вызвавших искреннее удивление и восторг.

на этом фоне новые народные приметы кажутся совсем не забавными, а жизненно необходимыми. отрываться так отрываться. но потом придется находить новые способы ориентации в создавшихся условиях.

[identity profile] miram.livejournal.com 2003-09-21 05:52 am (UTC)(link)
А паренье ног, малина и картошка -- не те ли же предписанные способы, только изобретенные в отсутствие аспирина и прочего?

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 05:58 am (UTC)(link)
ну да, народные средства.
точно так же, как определяли, что быть дождю завтра, если птицы низко летают, а теперь все у телевизора ждут прогноза погоды, вычисляемой синоптиками у многочисленных сложных приборов, с вероятностной ошибкой - 40%.
я не против прогресса, без компьютера мне саой теперь не обойтись, но тенденция ко всеобщей вере в магические приборы начинает напрягать, посокльку народ теряет последнюю наблюдательность и здравый смысл.
помню, жена какого-то советского писателя в воспоминаниях о нем сообщала: "он очень любил барометр, стоявший у нас и в городской квартире и на даче. перед тем, как выйти на улицу, он сверялся с ним. и если барометр показывал "ветер", он надевал пльто, даже если на улице была жара."

[identity profile] miram.livejournal.com 2003-09-21 06:30 pm (UTC)(link)
Я, собственно, что хотел сказать. В каждое время есть некие "предписанные способы". Когда малины было завались, а аспирина не придумали -- лечились малиной; теперь наоборот -- и лечатся аспирином. Если современные способы недоступны, как с вашей голландкой, а старинные забыты -- сдохнуть можно, конечно, но статистически такая ситуация достаточно маловероятна. То есть и те, и другие функциональны.

Но это к слову. А про потерю здравого смысла -- большая и больная тема. Навскидку пара соображений:
1. Издержки позитивной науки. 2. Школьное образование как система обучения абстрактной мысли и отучения от конкретной наблюдательности. 3. Для исследователя -- наука с ее двойным слепым методом и прочими перепроверками; для нормального человека -- "верую, потому что в книжке написано" (не будешь же перепроверять все подряд). То есть вера теперь охватывает не только сферу морали и истории, но и точных наук.
Извините за сумбурность, очень спать хочется.

[identity profile] porosenka.livejournal.com 2003-09-21 06:14 am (UTC)(link)
Млжет быть кроме оторванности это еще и высокая ценность времени?
У меня иногда нет времени попарить ноги, попить чай с малиной и поставить себе компресс медово-волдочный, поэтому приходится пить аспирин и работать.
Хотя собщей идеей согласна: с появлением и увеличением количества вспомогательной техники/устройств/коммуникаций человечество постепенно забывает те первоначальные навыки, которыми наши родители / бабушки-дедушки владели достаточно широко.

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 06:17 am (UTC)(link)
когда прижем - время появляется. когда все равно двигаться не можешь от простуды.
но Вы хоть знаете про бабушкины методы, а голландскую крестьянку они уже удивляют...

[identity profile] porosenka.livejournal.com 2003-09-21 07:15 am (UTC)(link)
;о)
Я помню, потому что меня бабушка так лечила. А муж категорически против малины/компрессов/чеснока на пятки.
Ходит по квартире, болеет, жрест аспирин и отказывается попариться ;о(
А еще я умею керосиновые лампы заправлять/стекло чистить/нагар снимать;о)
грубу топить, дрова рубить и если не пропила таланты, уголь "горючку" от "семечки" на глаз отличу лёгко ;о))))
Ибо горючка разгорается при низких температурах (на дрова при растопке то есть ложитсяхорошо, но прогорает быстро;о) асемечка разгорается плохо, но горит долго и температуру держит;о)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:05 pm (UTC)(link)
Вы выживете в трудных условиях жизни.
а я, когда приехала только в Германию, попала в квартиру, которая отапливалась только камином - старый еще дом, не перестроенный.
вот я тогда намучалась. так и не научилась...

[identity profile] porosenka.livejournal.com 2003-09-21 12:21 pm (UTC)(link)
Додо. когда Вы меня на вы называете мне все время хочется уточнить со мной ли Вы разговариваете ;о)
Но это лирика.
А физика - вот все эти умения очень распространены в маленькихгородках Украины, да и России тоже.
так что пострадают только мегаполисы ;о)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:23 pm (UTC)(link)
:)
к Вам обращаюсь, к кому же еще?:)
а зараза перекинулась уже на деревни тоже - в западной Европе, по крайней мере. и в Америке, наверное, тож.

[identity profile] porosenka.livejournal.com 2003-09-21 12:28 pm (UTC)(link)
Значит, опять Россия спасет мир ;о)
первый раз что ли?:)

Я вас еще по Семье хорошо помню ;о)

И если серьезно. то я сталкиваюсь с таким "обеспрошливанием" все больше и чаще. Новая болезнь современного общества, к уже имеющемуся букету ;о(
Вера непонятно во что - то ли в урвоень науки и техники. то ли постоянная подмена собственных сил на искусственные "костыли".

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:32 pm (UTC)(link)
мы знакомы? по какой Семье?

[identity profile] porosenka.livejournal.com 2003-09-21 12:50 pm (UTC)(link)
Гмм. 7-я. ру ;о)
Есть такое?:)
Я надеюсь не перепутала ;о)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:51 pm (UTC)(link)
нет, я там не бывала...
но ничего страшного:)
будем знакомы)

[identity profile] maria-d.livejournal.com 2003-09-21 06:53 am (UTC)(link)
"...если под рукой нет предписанных способов" - мне кажется, тут дело в информационном чем-то. Привычно в случае проблем и вообще - пойти на интернет и там найти информацию, какую - это уже по вкусу, я скорей найду малину, чем аспирин, тем не менее... Заметила, что разговариваю с гостями, например, с лаптопом на руках - все время хочется то картинку им показать, то посмотреть, как же оно есть "на самом деле" про проезд из пункта А в пункт Б, то перевод слова проверить, то статью найти о сравнении малины с аспирином :-) Привычка к гипертексту, что ли.

:)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:04 pm (UTC)(link)
представляете, что со всеми нами будет, если интернет вдруг отменят?

Re: :)

[identity profile] maria-d.livejournal.com 2003-09-21 01:06 pm (UTC)(link)
Даже ощущаю иногда, вот ураган пройдет, и сразу :-) Если отменят везде и навсегда... Интересно, уйдет ли эта гипер-текстовость или останется уже?

Кажется, люди опять делятся, на информационных и не, как при неандертальцах...

Re: :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 01:13 pm (UTC)(link)
что, и тогда уже все так было?

Re: :)

[identity profile] maria-d.livejournal.com 2003-09-21 01:25 pm (UTC)(link)
Так и было: кроманьонцы себе интернет провели, а неандертальцы себе - нет :-) Или что-то в этом роде.

На интернет слазить пришлось за этим тоже вот. Я их имена путаю.

Re: :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 01:30 pm (UTC)(link)
за нами грядут неандертальцы?

Re: :)

[identity profile] next-friday.livejournal.com 2003-09-21 02:34 pm (UTC)(link)
Ужас!
Как бы я тогда узнала о Вашей чудесной книжке? :)
Сейчас ее читаю и удивляюсь насколько родная вещь...
Спасибо.
И как бы я смогла без инета сказать спасибо автору?

Re: :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 02:39 pm (UTC)(link)
рада, что Вам она понравилась)
а Вы ее в штатах купили?

Re: :)

[identity profile] next-friday.livejournal.com 2003-09-21 02:47 pm (UTC)(link)
Не, на Озоне.
Потом 2 месяца ждала пока отправят, пока посылка дойдет.. и вот оно ПРИШЛО! :)

Re: :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 02:50 pm (UTC)(link)
да, раньше не то что интернета - а, подумать только - даже книгопечатания не было!)))

Re: :)

[identity profile] next-friday.livejournal.com 2003-09-21 02:59 pm (UTC)(link)
А об этом я даже думать боюсь.
Ох, в какой же книге это было.. "У меня не было денег на рукописные книги, поэтому я начал писать их сам" :)

Re: :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 03:00 pm (UTC)(link)
да, но это работает даже в век всеобщей компьютеризации:
всегда лучше писать книгу, которой именно тебе не хватает - тогда он окажется нужной многим))

Re: :)

[identity profile] next-friday.livejournal.com 2003-09-21 03:34 pm (UTC)(link)
!
Да, именно такие книги обычно и становятся чем-то большим, чем просто книгами..
Хмм.. есть над чем подумать.

[identity profile] xnikto.livejournal.com 2003-09-21 07:22 am (UTC)(link)
По-моему, люди вообще "тупеют". Раньше человеку (в основной массе), все-таки больше по жизни думать приходилось. Мозг работал больше. И как следствие, вообще был более работоспособным... А сейчас, с одной стороны всякие социальные технологии, с другой, -- технологии высокие... Мозг расслабляется, "жиром заплывает"...

То есть, тут не то чтобы "вера". У людей просто выхода другого нет.

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:07 pm (UTC)(link)
это и плохо, что тупеют и выхода нет.
выход-то есть. лень просто, когда можно и так

[identity profile] xnikto.livejournal.com 2003-09-21 09:18 pm (UTC)(link)
Так ведь лень для многих выхода и не оставляет. -- Нет видимых стимулов с ней бороться.

А вообще, просто наверно, прогресс внешнего мира слишком уж обогнал прогресс внутреннего...
(deleted comment)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 12:08 pm (UTC)(link)
каждому дается по вере его:))

[identity profile] iti.livejournal.com 2003-09-21 02:44 pm (UTC)(link)
приходит ко мне как-то (давно уже) известный нынче немецкий писатель В.К. и говорит: "Был вот у врача, тот всё расписывал, какие были замечательные времена раньше (лет двести назад) - никаких антибиотиков, пища вся здоровая, и врачей не нужно было столько. А теперь все только болеют."
Я ему ответил: "Вова, ты этому врачу в следующий раз расскажи, что средняя продолжительность жизни в те благостные времена составляла 30-35 лет. При всей их здоровой пище."
В.К. ушёл задумчивый.

Не думаю, что двести лет назад все прямо-таки были в состоянии позаботиться о себе, если "случись что".
Для того существовали всякие бабки-знахарки, которые многим помогли (но и погубили тоже немало душ христианских - наукам они научены не были).

Как ты понимаешь, я не склонен думать, что раньше было сильно лучше.
Эта оторванность - плата за растущее разделение труда - кто-то меня лечит, а я ему, скажем, с компьютером помогу.
А не так, чтобы я себе сам раны до загнивания залечивал,
а он себе компьютер вирусами забивал...

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 02:49 pm (UTC)(link)
да нет, вот и лекрство от туберкулеза придумали - все это хорошо.
но есть болезни типа простуда, перед которыми смешно быть беспомощными.
а еще раньше, если не умирали от эпидемий (средняя продолжительность жизни), то жили все же подольше.
я только пришла домой.
как насчет завтра?

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 03:04 pm (UTC)(link)
Я, кстати, знаешь, не думаю, что люди как-то принципиально меняются.
Во все времена были люди, способные лишь к простым действиям. "Простым" - не значит непременно без трудозатрат, а - как однажды научили. И не очень способные к принципиально новым, непривычным действиям, выходящим за рамки традиции.
Только раньше традицией были малина и пар, а теперь - аспирин.
Тогда как бойкое синтетическое мышление быстренько изобретет адскую смесь из аспирина, пара и малины и излечится за сутки.
Обстоятельства жизни меняются, а сам принцип консервативного мышления, мешающего выходить за накие (любые) рамки - неизменен, по-ёмему :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 03:06 pm (UTC)(link)
ла вот тут уже написали про неандертальцев и кроманьонцев))
что-то в этом роде.
только там они идут в полосочку, а у тебя - вперемешку, выходит)

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 03:10 pm (UTC)(link)
дык - как же не вперемешку, когда у меня енти неандертальцы по двору скачут? :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 03:11 pm (UTC)(link)
:))
и чиво они там вытворяют?

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 03:16 pm (UTC)(link)
они там, не поверишь, жЫзЬнь жЫвут.
:)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 03:19 pm (UTC)(link)
во дела!
всем жЫть охота, аднака!

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 03:55 pm (UTC)(link)
Да вот у меня нехорошее ощущение, што им не шибко охота.
Так, вполсилы. По инерции. Ходют-бродют.
В сущности, очень печально это (мне не им). Эх.

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 03:57 pm (UTC)(link)
но если подумать - кому нынче жить охота?
так что не шибко печалься...

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 04:08 pm (UTC)(link)
Как?!
А мне?!
Мне знаешь, как охота?
Могу кроме своей еще тыщщу чужих жизней прожить, запросто. И только во вкус войду :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 04:10 pm (UTC)(link)
ну ты даешь!
твой оптимизм зажыгает!
ты мне точно понадобишься для моих пациентов в России)
буду тебя как пример предъявлять

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 04:19 pm (UTC)(link)
буду горчичником работать, договорились :)
На самом деле, это не оптимизм, конечно. Я просто очень жадный и очень любопытный фаталист - строго говоря.
Мне всегда интересно: а как еще бывает?
Ну и потом я, правда, очень люблю сам процесс вдыхания-выдыхания и все, что ему сопутствует :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 04:19 pm (UTC)(link)
я это заметила там, в России.
редкое ты существо, вот что!

[identity profile] chingizid.livejournal.com 2003-09-21 04:26 pm (UTC)(link)
все мы редкие - ежели приглядеться уметь.
Те, которые "частые" - дык они вообще в какой-то другой жизни бродЮт. Может, вообще наваждение.
Я просто выпендриваться умею и пыль алмазную в глаза пускать, вот што. Ну, зато от этого радость бывает :)

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 04:28 pm (UTC)(link)
мне-то хрен пыль в глаза пустишь - я чкловеков уже вечность изучаю.
так что уж коли сказала - редкое, значит - редкое.
и точка.

[identity profile] dodofan.livejournal.com 2003-09-21 06:35 pm (UTC)(link)
Попробуй вылечись малиновым джемом, который продается в супермаркете. Я подозреваю, что и из тутошней малины ничего путевого не сваришь - это как "Абсолютом" лечиться.

[identity profile] dodododo.livejournal.com 2003-09-21 10:31 pm (UTC)(link)
надо не джемом, а вареньем)