dodododo: (Default)
[personal profile] dodododo
мои взгляды на допустимость или недопустимость какого-либо вида поведения сильно изменились с тех пор, как я была девочкой.
скажем, на работе такой вопрос у меня вообще не должен возникать (и уже давно не возникает), -- там речь идет не о принятии или не принятии некоего поведения, а об анализе факта некоего поведения, который автоматически предполагает как минимум усвоение (в гастрономическом смысле) этого факта.
и чисто внешние формы выражения тоже давно не показатель. их причиной может быть миллион разных обстоятельств. важнее -- причина, а до нее труднее всего докопаться, особенно с первого взгляда.
и опять же -- мне ли не знать о социальной обусловленности внешнего поведения, мне -- прожившей подолгу как минимум в трех разных по принятым в обществе способам проявления культурах? ведь, независимо от нашего желания, некоторые способы поведения переходят в автоматизм.
я, к примеру, незаметно для себя усвоила принятые в Германии правила поведения "на пилоте". частный пример -- тут при встрече необходимо (вплоть до искреннего оскорбления за несоблюдение) рукопожатие, невзирая на пол и возраст. т.е. шестилетний мальчик может спокойно первым протянуть взрослой тете руку для пожатия. поэтому в первые дни после приезда в Россию, когда мужчины реагируют на протянутую механистически руку поцелуем в ручку, я *смущаюсь, как девочка*. где-то на четвертый день уже привыкаю и затем уже *теряюсь* в Германии, особенно когда какой-то безработный, прошедший в связи с этим курсы "как привлекать людей", начинает демонстрировать усвоенные навыки -- "при встрече смотрите людям в глаза, ваше рукопожатие должно быть крепким и искренним ("ты суешь мне свою руку так, как будто это дохлая рыба" - как говорил один наш поэт другой нашей поэтессе) -- сжимает кисть так, что темнеет в глазах или вытряхивает руку от плеча. но к этому тоже на четвертый день привыкаешь. (я вообще научилась таких распознавать по горящему повышенным дружелюбием глазу, поэтому совершаю опережающий маневр - протягиваю руку не как обычно для рукопожатия, а сама пожимаю им руку чуть выше кисти - вроде и условность соблюдена, и руки целы).
и еще мне неблизки люди, склонные всегда к автоматизированному поведению -- я все же за осознание всего совершаемого. поэтому мне нравится также ломать поведенческие установки. одно время любимым развлечением было подавание мужчинам, уходящим из моих гостей, пальто. по одному тому, как они на эту "дикость" реагировали, можно было понять о человеке больше, чем за весь вечер разговора.
так в чем все-таки поинт?
понятно, что чаще важнее мотивы поступков, чем сами поступки. из всех мотивов одним из самых нелюбимых мною является мотив "с этим человеком позволено" -- когда в плохом смысле. в хорошем я сама излишне этим мотивом грешу -- есть некие стороны меня, тщательно оберегаемые от постороннего глаза и открываемые только очень редким людям. но когда речь идет о недопустимом поведении (с точки зрения субъекта этого поведения), но с некоторыми людьми он себе позволяет такой род поведения (все равно быдло, чего церемониться).
и конечно, почему бы мужчине не сказать дурочке в лицо (или за глаза), что она дурочка? некрасиво, но не смертельно. хотя мне лично интересней мужчины, которых волнуют несколько другие проблемы.
но есть род поведения, к которому я проявляю нетерпимость по половому признаку. например, я могу продолжать считать умной женщину, если прежде таковой считала, даже если она в какой-то момент позволит себе слабость обсуждения того волнительного обстоятельства (дорогая [livejournal.com profile] molcha, наверное, это тот случай, когда это слово допустимо?:-), что у некой товарки помада ну совсем не гармонирует с цветом туфель.
но мужчины почему-то после абсолютно идентичного рассуждения перестают существовать в моих глазах в первоначальном качестве.

Date: 2003-10-22 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
1. Разные менталитеты.
2. Я психологически перестраиваюсь в России/Германии в отношении автомашин. В первом случае - тебя норовят задавить, даже на зелёный свет. Во втором - пропустить, даже на красный.
3. Смешно, но не понимаю слово "гендерный".

Date: 2003-10-22 04:08 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
"гендерный" -- самое модное нынче словечко.
Вы не читали Дугина, значит, как и я.
но я так часто его слышала, что из контекста поняла - это имеет отношение к полам и половому -- в хорошем смысле -- поведению.

в Германии вообще у каждого больше намного "личного пространства" -- я уже об этом писала. тут тебя и первым выпустят из метро, и везде уступят, лишь бы ты не подошел слишком близко, нарушив тем самым границы пространства этого. мое отношение к сему факту (опережая возможный вопрос у кого-то) -- положительное.

Date: 2003-10-22 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Модное, согласен. Что-то связанное с полом. :-)

Дугина читать не собираюсь. Очередной филосфствующий шарлатан. Знаете, про таких анекдот?

Немцы - индивидуалисты. Наблюдаю их (немало приятелей), как в Германии, так и здесь в России.

Date: 2003-10-22 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
с оценкой согласна, анекдота - не знаю:)

Date: 2003-10-22 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Что такое истина в последней инстанции? Философ в морге. :-)

Date: 2003-10-22 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] evva.livejournal.com
Гендер - социальный пол (антоним: биологический пол). Комплекс общественных-психологических-семейных ролей, стратегий, приоритетов и т. д., обусловленных половой идентификацией, как-то.

Самая грантососательная дисциплина)).

Date: 2003-10-22 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
спасибо. значит, я правильно врубилась, о чем речь:))

Date: 2003-10-22 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Любимый термин феминисток...

Date: 2003-10-22 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] atas.livejournal.com
Дорогая Евва,
хочу сказать, что я на Вашей стороне.
Я не могу видеть, как тут в ЖЖ порой мужчины безнаказанно оскорбляют женщин.

Date: 2003-10-22 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] evva.livejournal.com
а толку-то, Анатолий...
(deleted comment)

Date: 2003-10-22 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] evva.livejournal.com
блядь.
сотри немедленно))

Date: 2003-10-22 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] shinkovskaya.livejournal.com
так я вам всё сейчас объясню. мне рассказал Вениамин Петрович (он, кстати, всегда подает мне пальто - и зимой, и летом, не завися от условий). так вот в английском языке гендер - это род (мужской, женский, средний). чувствую, вскоре, мы все перейдем на английский, заменив им русские слова. (улыбка)

Date: 2003-10-22 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] karaulov.livejournal.com
Интересно, а как надо реагировать на подачу пальто? Чтоб уж не промахнуться, когда надо мной произведут такой эксперимент?

Date: 2003-10-22 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
естественно:)
рецептов тут быть не может.
но реакция должна включать готовность человека к неожиданным поворотам, отсутсвие зазаомбированнсти

Date: 2003-10-22 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] piligrim.livejournal.com
Игорь, естественная реакция - уйти голым. :))

Date: 2003-10-22 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
только не от меня - поскольку у меня в таком виде мужикам находиться неестественно

Date: 2003-10-22 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] piligrim.livejournal.com
Кхе-кхе... Совсем?!

Date: 2003-10-22 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] piligrim.livejournal.com
Тогда, признаю - был неправ...

Date: 2003-10-22 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
смотря относительно кого -- если речь шла о Караулове, то, наверное,ты был прав по большому счету:))

Date: 2003-10-22 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] piligrim.livejournal.com
Ну, я же не про себя... :))

Date: 2003-10-22 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
и не про меня?
тогда - был прав:)

Date: 2003-10-22 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] chanti2.livejournal.com
Я после Франции несколько дней в России со всеми целуюсь четыре раза. Наши люди не то что шарахаются, но как-то напряженно замирают. А один старый и уже пожилой знакомый с комплексами издалека спрашивает: целоваться будем?

Date: 2003-10-22 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
:))
да,вот и национальное различие между немцами и французами.
а еще у меня после Германии неприличная для России привычка здороваться с каждым встречным в лифте. народ тоже в основном шарахался.

Date: 2003-10-22 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] chanti2.livejournal.com
В лифте я тоже пытаюсь. Соседей напротив и сверху уже приучила отвечать. А вообще действительно начинается паника. Один знакомый немец, который жил у меня в Питере, говорил, что ему нравится русский тип поведения. Люди не тратят времени на всякие здравствуйте-пожалуйста, но если у них что-нибудь спросишь, они способны активно помочь.
Еще интересно здороваться с нашими продавщицами...

Date: 2003-10-22 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
да, продавщицы неподражаемы в этом случае:)
а насчет помочь - и тут готовы помочь, хоть и здороваются:)

Date: 2003-10-22 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] attalea.livejournal.com
После Франции (давно, 10 лет назад) извинялась перед любым человеком, которого задевала сумкой в автобусе. В итоге получила столько тычков вербальных (матерных) и физических! Вероятно, не обращай я таким образом внимание попутчиков на свою неловкость, никто просто-напросто не заметил бы, что я его задела.

Date: 2003-10-22 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] daseiner.livejournal.com
Отлично с ними здороваться.
Совершенно нормально реагируют - здороваются в ответ.

А вот в лифте никто не прощается, когда выходит (в России) - ну дык и невелика беда.

Date: 2003-10-22 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] chanti2.livejournal.com
Не все. Попробуйте Дикси на Декабристов. А в родном подъезде люди все-таки должны и здороваться и прощаться и вообще беседовать. Жить будеть легче.

Date: 2003-10-22 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] daseiner.livejournal.com
Предлагаю устроить по этому поводу флейм, переходящий в потасовку :)) При первой же возможности зайду в Дикси и громко со всеми поздороваюсь!! вот и поглядим, как оно пройдёт...

Date: 2003-10-22 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] chanti2.livejournal.com
Громко не получится. Там все сложно устроено :), ибо супермаркет. А потасовки не получится, потому что мне наши продавщицы в любом случае милее... Просто мечтаю иногда о смягчении нравов, которому способствует элементарный этикет.

Date: 2003-10-22 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] ---des---.livejournal.com
"понятно, что чаще важнее мотивы поступков, чем сами поступки." - пожалуй, только тому, кто занимается изучением мотивов. Или я неправильно Вас понял? В каком смысле (для чего) "важнее"? Для меня, во всяком случае, это утверждение далеко не очевидно.

Любопытно, что утверждение некоего примата намерений над результатами я совсем недавно нашел у Л. Улицкой в ее букеро-премированном "Казусе Кукоцкого". Посреди лобового мистико-морализаторства вкупе с лобовой же [само]иронией этот тезис там звучит прям с фанфарной громкостью. Что меня весьма удивило - я все-таки привык к более мягким формулировкам :-) , вроде БГшного "...вот и было бы каждому по делам его // если бы не свет этой чистой звезды..."
______

В лицо - почему б и не сказать, если сильно приставучая дурочка :))) За глаза - свинство и мелко, конечно... Но мне лично куда неприятнее люди, которые "в себе копят". Ну и, конечно, волновать должны "несколько другие проблемы".

______
Да, "сшибать автоматизмы" - прикольное занятие :) Я бы не сказал, что мгновенные реакции на мелкую неожиданную ситуацию так уж много чего серьезного говорят о человеке, но - забавно иногда. Особенно мне нравится сбивать "начальнические автоматизмы". Мало на свете смешнее штук, чем начальник, с которым подчиненный говорит как с подчиненным :) - конечно, при всей [взаимо]вежливости. О, сколь разнообразны "начальские реакции"! :))

Правда, в случае с пальто "осознавание всего совершаемого" не получится (если только Вы примите благосклонно дикую заторможенность подопытного). Такие вещи сначала делаются, потом осознаются :) В процессе "осознавания" (а на него все же нужно несколько секунд хотя бы) бедный испытуемый уже глупо улыбается, т.е. - проявляет поведение. Рефлексы-с...

Date: 2003-10-22 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
в каком смысле важнее мотивы - для меня имеет значение, совершил ли человек некий поступок по незнанию, или злонамеренно.
Улицкую, конечно же, не читала:)
но в этой мысли самой по себе ничего нового.
да, и я ведь не утверждаю, что подаванием пальто сразу заставляешь человека *все осознавать*. и даже первые реакции заторможености игнорирую:)
но это я так раньше забавлялась.

Date: 2003-10-22 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ---des---.livejournal.com
А, ну да, в смысле следовательском... "виновен / не виновен" - ну да. Имел ли представление о последствиях, был ли вменяем в момент совершения, не находился ли в аффекте/опьянении/обдолбании... Да.

Улицкую - осмелюсь рекомендовать. Почему-то мне кажется, что Вас тронет (слово "понравится" к ее произведениям как-то не клеится). Моя московская кузина даже сравнила ее с "Булгаковым и Маркесом". Я далек от столь восторженных определений, и, однако, в этих женских семейных романах, рассказах и повестях, явно претендующих на значимость чуть ли не "Ста лет одиночества", что-то есть. В отличие от кузины я бы охарактеризовал ее произведения как "женская достоевщина в изложении писательницы, подражающей Довлатову" :-))

А я и сейчас забавляюсь. Особенно забавны "тоновые вариации". Одна и та же фраза (или очень похожие) вроде "ага, я сегодня сделаю, а ты завтра посмотришь" произносятся каждый день с новой интонацией - от вопросительно-подчиненной до полуприказной... Отслеживать "реакции" - просто кайф :-)))

Date: 2003-10-22 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
я когда-то давно, "в той жизни еще", читала рассказы Улицкой, так что представление о ее творчестве имею:)
а с разными интонациями повторяете одному чедловеку, или разным?:)

Date: 2003-10-23 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] ---des---.livejournal.com
Одному и тому же, конечно. У меня сейчас один начальник, да и то - скорее в кавычках. Мы очень давно "дружим по делу", когда-то он ко мне "нанимался", сейчас я в его молодой конторке как бы работаю... Вот с ним, в основном, чудакОвствую :)
_____
В основном люди, кстати, "принимают" заданный тон, по крайней мере пытаются освоиться с неожиданной ролью (и "занять в ней место"), причем тем более, чем этот тон отличается от "общепринятой" роли. Что, в общем, объяснимо: пока удивлялся - уже "вошел в роль" :)
Page generated Feb. 18th, 2026 07:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios