dodododo: (Default)
[personal profile] dodododo
какова природа благодарности(Б.)? -- видимо, придется признать, что мы имеем дело по меньшей мере с двумя видами чувств, обозначаемых этим словом. одно -- естественное, можно сказать, врожденное -- некий вид любви (младенец любит-благодарен старшим, окружающим его заботой и защитой, необходимыми для выживания; слушатель любит-благодарен композитору(исполнителю) за те измерения, которые ему открылись благодаря этой музыке). другое -- культивированное, социальное: приведение межличностных и общественных отношений к некой ритуализованной форме, удобной для взаимодействующих сторон. в последнем случае более очевидно, что благодарность является некой расчетной единицей, тем, чего с одной стороны -- ждут, с другой -- расплачиваются.
при этом для одних такая система расчета является девальвацией -- я уже не говорю о том, что он меня никак не отблагодарил, но хотя бы -- поблагодарил, большего я не жду!, а для других --наиболее желательной: мне ничего, кроме твоей благодарности, не надо.
соответственно, как и все, представляющее ценность в нашем мире, Б. становится предметом торговли, как мелко-оптовой, так и монополизированной. самыми крупными держателями акций являются поп-звезды и популярные актеры; общественные деятели, выразители народных чаяний и -- властители религиозных дум: как основатели всяких новых течений, так и старцы.
истинные ценители гонятся за естественной Б., культивированная является лишь необходимым условием сосуществования. очевидно, что культивированная Б. возникла как цивилизованная форма выражения естественной Б., но в дальнейшем сохранение формы стало важнее содержания. но это только в системе регуляции общественных отношений, поскольку чувства там -- материя нежелательная, а порой и -- неприличная.
другое дело -- ценители, держатели и копители. тут уже -- страсть, и как в случае с любой страстью, вопросы "зачем? для чего?" не возникают.
бывает, что человек становится богачом поневоле: свалилось нежданное наследство; негаданно стал поп-звездой; окружающие упорно желают держать за старца и даже за мессию.
именно реакция таких людей на Б. демонстрирует нам истинную природу Б. -- они ломаются под ее тяжестью.
другие же нуждаются в непрерывной подпитке чужой Б., не дающей, впрочем, никаких результатов, кроме видимого разрушения объекта Б. -- следовательно, по действию сравнимо с наркотиком.
в чем же дело? -- казалось бы, благородное по природе чувство.
тут надо бы разобраться. мне кажется, все дело в направленности и самодостаточности Б.
Б. можно назвать переносом в антифрейдовском смысле -- то, что должно быть направлено на Бога, становится ценным само по себе и сосредотачивается на неверном адресате.
как и любое чувство, концентрирующееся на одном земном объекте, Б. становится причиной страданий и разрушений.
вместе с верой вводится новое измерение, необходимое, но недостаточное для трансформации как всей природы человека, так и его отдельно взятых чувств.
из житий святых известны случаи сильных привязанностей как к своим духовным наставникам, так и к духовным чадам.
мне представляется. что природа этих привязанностей совсем другая. какая -- мне пока не удается сформулировать, спроектировать из четырех(или более)мерного пространства в свое трехмерное.
но путь к пониманию (для меня) лежит через эти слова:

не знаю, грешен этот человек или нет, но одно знаю, слепой я была, а теперь вижу, --
сказанные одной монахиней о своей наставнице.
(deleted comment)

Date: 2003-12-09 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
спасибо. а других описок не было? - набрала только что текст и не стала перечитывать от усталости.

Date: 2003-12-09 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Между делом - очень странно - я ни у кого в ЖЖ больше не вижу замечаний в описках и ошибках.
Что это?
От всежежешной любви? Поиск пятен на солнце?

Date: 2003-12-09 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
что позволено быку, не позволено Юпитеру))

Date: 2003-12-09 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
А я люблю ошибки, особенно в близких людях)))
В некотором смысле ошибки - это символ жизни

Date: 2003-12-09 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
:))
не знаю, из каких побуждений мне указывали на ошибки предыдущие товарищи, но в данном конкретном случае указывающий придерживается мнения, что я должна перестать жить))
(в хорошем смысле)

Date: 2003-12-09 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Не хочется уезжать из Германии?

Date: 2003-12-09 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Уже скорей бы?

Date: 2003-12-09 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
не сказала бы. я, кажется, утратила одну из прежде основных черт характера: нетерпение))

Date: 2003-12-09 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
тогда что с вами?

Date: 2003-12-09 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
в смысле?
Вы видите в этом постинге что-то, свидетельствующее, что со мной "что-то"?:))

Date: 2003-12-09 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
да нет, так на всякий случай

Date: 2003-12-09 01:33 pm (UTC)

Date: 2003-12-09 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] steba.livejournal.com
От балды сказал бы (вещь малоизученная психологами): Б. =признание своей зависимости от чего-то (кого-то), которое признание тебя не уязвляет-унижает. Не обязательно от Бога. Это настоящая. А выражение Б. - нечто другое, товарное почти.

Date: 2003-12-09 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
когда зависимости -- тогда: товарное.
заземления не должно происходить (как с электричеством).
наверное, так: через него, благодаря ему я вижу Бога. зависимость ли это или что-то другое?

Date: 2003-12-09 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] steba.livejournal.com
ну уж не соглашусь: от родителей зависимость - нетоварная. А потом переносится

Date: 2003-12-09 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
разница в том, что ребенок воспринимает эту зависимость как естественную, само собой разумеющуюся.
вот. кажется, и нашли определение отличия. по приципу "будьте как дети", когда зависимость от духовного наставника видится как "естественная, само собой разумеещаяся".

Date: 2003-12-09 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] steba.livejournal.com
И я про то, что зависимость добровольная (как и любовь, впрочем). Что не так часто встречается, и да, будьте как дети - тут вполне уместно.

Date: 2003-12-09 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
добровольная зависимость часто встречается (хотя бы в садо-мазо отношениях) и еще ни о чем не говорит.
именно "будьте как дети" тут определяющее.

Date: 2003-12-09 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] steba.livejournal.com
да. Стоит еще разделить навязчивую и добровольную

Date: 2003-12-09 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Наверное, второй вид благодарности - это уже всё же ритуал, суррогат.
Как и многое другое. Ложь любит рядиться в правдивые одежды...
Благодарность, как и любовь, справедливость, правда - это базовые потребности души. Однажды простой православный священник сказал мне, что чистая душа сама по себе уже православная. Это так, чем больше в человеке напускного и "ритуального", тем сложнее дается искреннее покаяние и благодарность.
Благо - дарю
Спаси Бог

Date: 2003-12-09 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
до чистой души надо еще продираться...
поэтому до того все проявления, даже претендующие на самые светлые определения, должны подвергаться жесткой цензуре.

Date: 2003-12-09 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Типа - назвался мессией - лезь на крест?

Date: 2003-12-09 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
нет, типа: мало ли кто не назовется мессией))

Date: 2003-12-09 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
все мы немножко... мессия)))

Date: 2003-12-09 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
немножко -- не считается))

Date: 2003-12-09 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
а что считается?

Date: 2003-12-09 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
когда -- Мессия.

Date: 2003-12-10 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
опять по себе ошибочно сужу?

Date: 2003-12-10 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
все мы такие -- в смысле: непродравшиеся))

Date: 2003-12-10 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
продираться - драться - не люблю - тем более с собой
ибо сил много - могу и не рассчитать

Date: 2003-12-10 03:52 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
не драться надо, а прочищать смотровое окошечко))

Date: 2003-12-10 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
В смысле - не засорять?

Date: 2003-12-10 04:09 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
нам уже другие его засорили, пока мы росли. а прочищать придется самим -- больше некому.

Date: 2003-12-10 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
С каждым годом я все благодарнее судьбе за то, что у меня такие уникальные "засорители".
Мне кажется, у моих родителей с засорением получилось в результате очень и очень плохо

Date: 2003-12-10 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
релко бывает такая удача)

Date: 2003-12-10 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Да, но эта удача - тоже результат работы с собой)))

Date: 2003-12-10 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
видите, а говорили, что не любите работать и продираться))

Date: 2003-12-10 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Вот с тех пор и не люблю)))

Date: 2003-12-10 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] uliana.livejournal.com
Все что осталось - это сохранять окошко от антисанитарии мира
Мир любит заполнять чистоту своими остатками

Date: 2003-12-09 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dodofan.livejournal.com
*** не знаю, грешен этот человек или нет, но одно знаю, слепой я была, а теперь вижу,
сказанные одной монахиней о своей наставнице.

Вообще-то Иоанн 9,25:
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Date: 2003-12-09 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] dodofan.livejournal.com
Я поспешил; Вы правы.

Date: 2003-12-09 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dodofan.livejournal.com
В том, что речь шла о "благодарности духовным наставникам"; в духовном прозрении (см. свой ответ ниже).

Date: 2003-12-09 01:51 pm (UTC)

Date: 2003-12-09 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dodofan.livejournal.com
В том, что речь шла о "благодарности духовным наставникам"; в духовном прозрении (см. свой ответ ниже).

Date: 2003-12-09 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
ну да, это слова реального евангельского слепца,
и сказаны о Нем,
для моей же мысли о благодарности духовным наставникам, а не только Ему, мне нужна была цитата в ее изложении, да еще и в женском роде))
говоря их, сама монахиня ссылалась на источник))

Profile

dodododo: (Default)
dodododo

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
1516 1718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 18th, 2026 10:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios