dodododo: (Default)
[personal profile] dodododo
Три года назад ко мне обратились с просьбой перепечатать с кассеты на диск интервью с людьми, уцелевшими в концлагере Sachsenhausen. Они сохранили территорию концлагеря как памятник. Несколько лет назад неонацисты напали на концлагерь и сильно разрушили. Власти восстановили разрушения и решили устроить мемориал. Немцы любят вообще такие памятники с отрицательным знаком. С напоминанием. В центре Берлина стоит разрушенная во время бомбежек церковь – ее решили не восстанавливать, чтоб стояла как напоминание.
Договаривалась со мной женщина, которая выдвигала этот проект. Она лично раскопала адреса уцелевших и ездила в Россию и на Украину с переводчиком интервьюировать, сама она русского не знает. После возвращения выяснилось, что она заболела раком, и ей пришлось перепоручить проект другим. Уцелело и дожило до наших дней восемь человек, все они были русские, конечно, которым удалось скрыть свою принадлежность к коммунистической партии. Евреев тут же сжигали в печи, находящейся на территории концлагеря. Я один раз съездила туда за частью кассет – они все приглашали посмотреть. Это находится под Берлином. Мне стало очень плохо – так было или мне показалось – что вся атмосфера вокруг сохранила ужас и злобу, в дальнейшем я отказывалась туда ездить и просила встречаться на нейтральной территории. Сказать, что меня поразили их рассказы – ничего не сказать. На каждого приходилось минимум по 2 полуторачасовых кассеты, на некоторых – по 5-8.
Что меня поразило:
1. Все они в один голос утверждали, что не держат зла на немцев.
2. Что они извлекли из немецкого концлагеря положительный опыт, им нравилась аккуратность, которая там присутствовала.
3. После освобождения все они попали в советские лагеря, и они, и их товарищи, многие там умерли. Кроме одного, которому удалось соврать, что он принадлежит к разгромленному под Польшей батальону, и его друг из этого батальона лжесвидетельствовал.
4. Они рассказывали все о некоем русском летчике из их концлагеря, которому с помощью друзей удалось скрыть, что он летчик и коммунист (лжесвидетельствовали) и с помощью немецких коммунистов удалось получить работу на аэродроме – нем. коммунисты избирались старостами и распределяли на работы. Этот летчик дождался своего часа – как-то во время уборки самолета он обнаружил наконец ключи и тут же, захватив с собой еще двух человек, поднялся в воздух. Ему удалось скрыться, несмотря на открытый вслед ему огонь и приземлиться в России. Его там долго мурыжили с установлением личности, и наконец, установив всю правду, отправили в концлагерь советский, где он и скончался. Все без исключения с гордостью пересказывали эту историю и потом с болью добавляли, что никогда не простят властям этого летчика. Имени его сейчас не помню, все файлы сгорели вместе с предыдущим компьютером, но восстановить – не проблема.
Сейчас там огромный мемориал с записью голосов, образцами почерка и предметами быта. Целый стенд посвящен этому летчику. Мемориал открывался с участием всех членов немецкого правительства. Пригласили всех бывших узников с женами из всех стран, в том числе из Израиля – значит, некоторым все же удалось выжить. Вспомнила ли Россия хотя бы об этом летчике? Я не говорю уже о том, чтобы оказать какое-то особое внимание ветеранам? Все узники утверждали, что они боролись за посмертное присуждение летчику звания Героя, но ничего не добились.

Date: 2002-05-12 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Ну, это, правда, народные легенды. Хотя основа есть - и побег Двятаева действительно был. И мурыжили его крепко, хотя, слава Богу жив он после фильтрации остался. Правда, потом не на самолётах летал, а водил речные скоростные катера - типа "Ракета", кажется.
Вы понимаете, в чём ещё дело. Очевидцы спустя шестьдесят лет вроде и не совсем очевидцы. Они не лгут, а просто видят другую картину, многажды пересказанную, с точными подробностями и деталями, говорят уверенно, споро... Впечатления их интересны, но на эти впечатления наложены тысячи обстоятельств и мотивов.
Пересказывать их нужно осторожно.

Re:

Date: 2002-05-12 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
То есть этот летчик жив? Вы знаете эту историю?

Re:

Date: 2002-05-12 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Лет десять назад был жив. Только он из Пенемюнде бежал.

Re:

Date: 2002-05-12 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Значит, все же это был другой летчик. Я узнаю имя.

Re:

Date: 2002-05-12 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Ну вот скажите, как из Заксенхаузена попасть на лётное поле?
И, главное, кто ж пустит пленного, особенно из лагеря особого режима к обслуге?

Re:

Date: 2002-05-12 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Их допускали только до уборки в поле, в самолет он сам проник. Это в один голос утверждали все узники, называя имя. А как попал предыдущий, названный Вами летчик?

Re:

Date: 2002-05-13 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Примерно так же - ещё подвоз и перегрузка грузовна руках в черте аэродрома. Только в Пенемюнде особенно с пленными не считались - все немцы понимали, что пленные-обслуга и пленные-рабочие на заводе очевидные смертники. Поэтому режим секретности в 1944-ом поплыл. Что заботится о смертности, когда всё равно выведут в расход без разбора.

Date: 2002-05-12 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Вообще с очевидцами всегда интересно. Первый раз меня потрясли воспоминания очевидцев смерти Грибоедова, собранные в одной книге. Там было 5 прямых очевидцев, у которых версии кардинально рознились, и с десяток непрямых очевидцев, там был уже подлинный шабаш.
Но когда все в один голос говорят дрожащими старческими голосами, что не держат зла на немцев, это уже не версия, это - эмоция:-)

Re:

Date: 2002-05-12 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Ну да, эмоция. Конечно.
Только вот статистика единого голоса штука специфическая. Вот представьте себе двух летчиков, что сходились друг против друга в почти рыцарских поединках. Лётчики обоих сторон и питались лучше, чем пехота. Так вот - у одного семья в Новосибирске, у другого - в Ляйпцихе...
А вот теперь предстваьте себе, что у одного вермахт или SS загнали семью с грудными детьми на руках в сарай и пожгли.
Всё будет несколько иначе.

Re:

Date: 2002-05-12 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Ну естественно. Но я же пишу мнение наших о немецком концлагере. Мнение немца, кстати, о нашем - не хуже - см. предыдущий мой постинг:-)))

Re:

Date: 2002-05-12 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Так и я про это. Тут проблема не только с выборкой. Это то, за что я ненавижу журналистику. Представляетезаголовок в газете: "Мнение бывших советских пленных о концлагере- там был порядок и они зла не держат".
Чувствуете?

Re:

Date: 2002-05-12 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Или: "Они не понимают, почему летчику не присудили звания Героя"
Чувствуете?:-)

Re:

Date: 2002-05-13 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Ну, звание Героя Советского Союза
не присуждали, это не уголовный срок
и не премия. Его вообще-то удостаивали. Но не будем цепляться за слова. Девятаеву его дали после войны - и то хорошо.
Но в вашем первоначальном посте за первым номером шли именно похвалы немецкому порядку.
Кстати, мне всегда казалось, что Заксенхаузен был лагероем штрафников, а не обычным шталагом,то есть почти лагерем уничтожения, нет?

Re:

Date: 2002-05-13 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Да, он был лагерем уничтожения, у евреев практически не было шансов, там до сих пор стоят печи, но некоторые выживали. Там, кроме русских и немецких коммунистов, было много иностранцев - из Восточной Европы и также Франции и Англии. Бывшие узники жаловались, что, когда стали приходить посылки от Красного креста, все их получали, кроме советских. И если бы не доброта сокамерников, они бы умерли от голода - немцы к тому времени сбежали частично, но о кормежке пленных никто не думал, особенно когда их вели "Дорогой смерти",как это называлось.

Date: 2002-05-13 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Тут вот в чём дело - из обычного, не штрафного лагеря бежать было легко - но куда. Сдавали все - мальчишки на дороге, пастухи etc.
А отец моего друга, вернее старшего товарища бежал три раза, пока ему не нашили круг на спину и не отправили поближе к трубе - кажется, именно в Заксенхаузен.
А что до посылок - то всё сложнее. Сначала британским лётчикам тоже шли посылки, но после коврового бомбометания немецких городов с упором на гражданское население, их начали просто расстреливать. Это знаменитое дело было - вы, наверное, знаете.
А при этом, тем британским пилотам, что имли арийскую внешность, давали доппаёк в обычных лагерях.
Кроме нас ничего не давали полякам (их, даже бывших солдатов Пилсудского и Рыдз-Смиглы не числили пленными) и прочим славянам.

Date: 2002-05-13 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] bwa-ha-ha.livejournal.com
Именно журналистику? Это крепко.

Re:

Date: 2002-05-14 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Да нет, конечно, не только журналистику.
Я скорее, очень не люблю то, что называется общественным мнением. Нет ничего более жестокого и несправедливого, чем общественное мнение, которое сводит сложное к простому и благословляет
всё что угодно.
Впрочем, это, ясное дело, слишком пафосное высказывание. Но что делать.

Date: 2002-05-14 03:18 am (UTC)
From: [identity profile] bwa-ha-ha.livejournal.com
А я очень не люблю безответственных журналистов. Заголовки, которые приводили вы в качестве примера, в реальности создаются именно такими журналюгами. Что самое интересное, ведь этого не требуют профессиональные нормы - это они сами додумались.

Re:

Date: 2002-05-14 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
Увы, это не так. Нормы понятие релятивное. Тоже увы.
Просто это свойство и рассказчиков и слушателей-
это жизнь, и это норма - свести сложное к простому.
Вот противостоять этому почти невозможно. По крайней мере, непонятно как.

Date: 2002-05-12 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] golosptic.livejournal.com
А ещё есть такое выражение "врёт, как очевидец" ;-)

Re:

Date: 2002-05-13 12:15 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
:-)
я думаю, они все-таки не нарочно "врут",а они "так видели":-)

Date: 2002-05-13 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] berezin.livejournal.com
У них просто была в разное время разная оптика. Они по-одному видели в 1943, а по-другому в 1946, а в 2002 совсем иначе. И это нормально.

Date: 2002-05-12 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kcn.livejournal.com
в соседнем подъезде была соседка - тетя Лена. узница Заксенхаузена. у нее дрожали руки, сестра была в Душанбе, а больше никого не было. всю свою жизнь она провела в однокомнатной квартире с восьмью котами, постоянно заботясь о голубях, грачах-подранках, заблудших псах. глубоко впавшие в лицо глаза, -- я никогда и нигде больше таких не видел. за нарисованную на стене дома свастику могла вырвать уши.

такая история.

Re:

Date: 2002-05-12 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Да, они что-то поняли там в концлагере, стали добрее и щедрее, я думаю, судя по тем голоам, которые мне пришлось переводить в письмо

Date: 2002-05-13 03:12 am (UTC)
From: [identity profile] kcn.livejournal.com
они поняли смысл одиночества чтобы там не говорили немцев тетя лена очень не любила это смысл ненависти настоящая ненависть именно такая - ласковая: потрепет пожилой ладонью по щеке отправит в последний бой

Date: 2002-05-13 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
мой дед дошел пешком до Берлина, и я не думаю, что он одобрил ьы мое там проживание:-)))

Date: 2002-05-13 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] kcn.livejournal.com
прислушайтесь к "не думаю чтобы одобрил" покиньте проживание там -- русским хабариком в покатый лоб александерплатц

но мое внутреннее сожаление одно -- позиция визави второй мировой; две тоталитарные машины просто обязаны были выступать совместно

Date: 2002-05-13 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] veroniq.livejournal.com
восхищаюсь я Вами

пишете очень хорошо
и очень точно

оффтопик: вы действительно замотаны на работах, так что пока не буду вас беспокоить - но я сама с радостью, благо и со временем чуть получше. Так что будет время и желание пообщаться - звоните. Буду очень рада

Date: 2002-05-13 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
я на днях уезжаю в Прагу - надеюсь, когда вернусь, встретимся. Просто я предложила местом встречи мою раьоту, поскольку постоянно там нахожусь, и при этом консультирование женщин-иностранок входит в мои обязанности, так что мы с чистой совестбю можем там общаться:-)))

Date: 2002-05-13 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] veroniq.livejournal.com
хорошо Вам там время провести!

и еще - с днем рождения!!

Re:

Date: 2002-05-13 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2002-05-13 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] zug.livejournal.com
успехов, кстати, в Праге.

сижу в интернет-кафе на Новом Арбате.

только что купил в доме книги одну такую синенькую книжку -
мы с тобой о ней говорили. она у них была последняя, но я
буду ещё много по другим магазинам ходить.

больше не о чём написать времени нет :-) пойду 19-го на концерт Псоя :-) завтра у меня - доклад в Универе.

Re:

Date: 2002-05-13 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Ты молодец! Насчет доклада и всего. Как там Москва?
(deleted comment)

Re:

Date: 2002-05-13 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Спасибо!

Profile

dodododo: (Default)
dodododo

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
1516 1718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 20th, 2026 04:37 am
Powered by Dreamwidth Studios