dodododo: (Default)
[personal profile] dodododo
В далеком 1945 майор Сиротенко руководил операцией по освобождению
Кракова. Для изучения секретных бумаг ему понадобился переводчик.
Посоветовали взять узника, работающего в каменоломнях, молодого
семинариста по фамилии Войтыла, якобы знающего не один, а сразу
несколько языков. Будущий глава католиков тогда нуждался в
срочной медицинской помощи. Неизвестно, как сложилась бы его судьба,
если бы Сиротенко не воспрепятствовал его ссылке в Гулаг. О том, что
узник, которому он помог, стал Папой Римским, Василий Трофимович узнал
только спустя много лет.

Недавно в квартиру Сиротенко пришел конверт из Ватикана. В нем
находилось послание, текст которого Василий Трофимович помнит наизусть.
Оказалось, что коллеги по работе без ведома самого профессора отправили
в Ватикан письмо с полным рассказом о невероятной истории из прошлого."Папа
Римский просит передать Василию Трофимовичу Сиротенко, что он все время
молится Господу Богу за него", - говорится в послании.

источник
Мне просто приятно знать, что ты меня читаешь

апдейт: появились подробности биографии от внучки

Date: 2005-04-02 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] ahl.livejournal.com
Вроде бы правда, год или два назад об этом много говорили

Date: 2005-04-02 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
статья четырехлетней давности.
интересно, жив ли еще этот человек.

Date: 2005-04-02 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ahl.livejournal.com
вот про него http://www.partaktiv.info/library/articles/418f5b1656e10/ правда, какого года статья, не знаю

Date: 2005-04-02 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
спасибо, очень интересный текст!

содержит перлы

Date: 2005-04-02 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
Ему, с детства знавшему иврит, легко давался немецкий.

Re: содержит перлы

Date: 2005-04-02 03:05 pm (UTC)
tobotras: (Default)
From: [personal profile] tobotras
Ну, иврит и идиш путать простительно.

Re: содержит перлы

Date: 2005-04-02 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
Там еще перлов вагон и маленькая тележка, почитайте.

Date: 2005-04-02 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] deidrarium.livejournal.com
Да, жив, и кажется до сих пор работает преподавателем истории в армавирском институте, хотя года три-четыре как ослеп.
У нас в семье еще есть байка, что его дед (мой пра-пра-дедушка) умер в 108 лет, свалившись с крыши, которую полез чинить, и сломав себе шею.
Вообще много разных историй про них с бабушкой слышала. У меня о дедушке сложилось впечатление как о человеке, который идет по вбитым в бушующем море сваям с завязанными глазами, и считает при этом, что идет по ровному полю или дороге 8)

Date: 2005-04-02 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
о, это Ваш дедушка? как интересно!
может, расскажете о нем поподробнее? вот тут мне дали ссылку на большую статью о нем.

Date: 2005-04-02 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] deidrarium.livejournal.com
Я почти каждое лето ездила к ним в Днепропетровск, когда была маленькая. Дедушка меня брал с собой в походы по букинистам. Мы наматывали километры от букиниста до букиниста (я - бегом), а в букинистах дедушка любезничал с работавшими там барышнями и менял замечательные книги (Майн Рида, Купера, Дойля) на какие-то дурацкие скучные замшелые книги, которые читать неинтересно 8)
Я вообще недоумевала, почему такие классные книги мне не разрешают увезти домой, а меняют на какую-то чушь 8)
Жаль, что когда они переехали в Армавир, большую часть книг отдали университетской библиотеке в Днепропетровске, я бы сейчас с удовольствием изучила *скучные замшелые книги*.
В историю с Папой Римским, кстати, я не верила, пока мне письмо не показали. Да кажется, никто не верил, думали, одна из многочисленных баек, а их много, и все они разной степени фантастичности 8)

Date: 2005-04-02 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] deidrarium.livejournal.com
Да, а майнриды появлялись в доме в больших количествах в обмен на макулатуру - тысячи студенческих курсовых по истории 8)

Date: 2005-04-02 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
спасибо большое! кой-кому ваши мемуары про букинистов очень по сердцу придутся, мне кажется:))

Date: 2005-04-02 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] deidrarium.livejournal.com
Про него среди студентов много баек было, типичный рассеянный профессор, к тому же очень любил вспоминать, что *в детстве гусей пас* и демонстрировать крестьянские повадки на сборищах интеллектуальной элиты и не только.
Бабушка очень гордилась званием профессорской жены, но очень стеснялась при этом дедушку 8)
А вообще страшный пофигист он, я его люблю 8)

Date: 2005-04-02 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
да, такой очень симпатичный образ вырисовывается)))

Date: 2005-04-02 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
так и есть.
большое спасибо за этот рассказ (вам обеим)!

Date: 2005-04-02 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
наверное, забавно встречать настолько похожих на себя людей?:)
да еще совсем другого поколения.

Date: 2005-04-03 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
еще как.
хотя я бы в 50-е годы не стал делать карьеру советского ученого.

Date: 2005-04-02 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] deidrarium.livejournal.com
А статья эта - моего сводного дяди, сама с интересом читаю. Я его никогда не видела. Моя бабушка - вторая жена дедушки, они на фронте и познакомились, первая жена погибла или пропала без вести в войну.

Date: 2005-04-02 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
добавила ссылку на Ваш рассказ.

Date: 2005-04-03 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Вы тогда, может, передадите дедушке, что многие прочитали историю его жизни и хотят выразить ему свое уважение?

Date: 2006-06-08 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] asper.livejournal.com
А мы, анархисты, против католицизма)

Date: 2005-04-02 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] quatermass.livejournal.com
Читать об этом приходилось, но в русском тексте есть явные неточности. Скажем, причем тут "каменоломни"? После каменоломен К. Войтыла работал на содовой фабрике. В 1944 году вместе с другими "подпольными" семинаристами был переведен местным архиепископом в его дворец, где подпольно же продолжал учебу и находился до конца войны. До содовой фабрики работал в каменном карьере, чтобы не быть отправленным в Германию, после того как немцы закрыли университет в Кракове.

Global Catholic Network из Ватикана информацию о майоре подтверждает:

http://www.ewtn.com/vnews/getstory.asp?number=14665

Еще была история о том, как он отказался крестить еврейского мальчика, которого воспитывала польская пара, после того, как его родителей отправили в Аушвиц, тоже, судя по всему, правдивая.

Date: 2005-04-02 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] senatov.livejournal.com
Я никогда не слышал, чтобы Войтыла был "узником".
Во время немецкой оккупации он работал рабочим на химзаводе
и параллельно до принятия сана был католическим функционером.

Католическая общественная деятельность конечно
нацистами не одобрялась, но на неё cvjnhtkb
как на cavalier delikt и уж конечно в концлагерь
не сажали

Date: 2005-04-02 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
вот тут этапы его жизненного пути
я думаю, в этом тексте под "узником" подразумевается узник советских войск.
когда наши вошли в Польшу, я думаю, они первым делом заинтересовались не участвующими в войне мужчинами призывного возраста и взяли всех под арест. многих из них потом отправили в советские концлагеря.

Вот это другое дело!

Date: 2005-04-02 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] senatov.livejournal.com
Узнаю родную совецкую власть!

Date: 2005-04-02 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lafinur.livejournal.com
Такого не было. Разве только в случае православного духовенства российского происхождения (их всех ссылали).

Date: 2005-04-02 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
лет 8 назад я перепечатывала с магнитофона интервью, сделанное с бывшими выжившими узниками Заксенхаузена, сделанным в то же время.
они там много чего рассказывали не только про жизнь в немецком концлагере, но и то, как они туда попали, и что с ними было потом.
когда война заканчивалась, многие узники, которых не успли добить, вырвались из-под ослабевшей охраны и своим ходом добирались до России. через Польшу, естественно. так вот, там не только это было, а вообще всякий кошмар, в том числе и с вырвавшимися из плена собственными офицерами. никого не щадили.

Date: 2005-04-02 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] lafinur.livejournal.com
О российских военнопленных, которых ссылали после освобождения, это известные факты. О ссылках не уехавшей российской эмиграции - тоже. О православном духовенстве, которое, наверное, тоже подходило под определение "белой эмиграции" - тоже, хотя об этом мало говорят. Но что касается польских католиков - таких случаев не было. Все случаи арестов и тайной вывозки известны. Их было очень немного (хотя при этом они были достаточно громкими).

Date: 2005-04-03 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
с именинами Вас, кстати!

Date: 2005-04-03 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] lafinur.livejournal.com
Спасибо, я на февральскую что-то привыкла уже, как раз после дня рождения сына, вот мне и нравится :) Но поздравлять можно всегда!

Date: 2005-04-02 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lafinur.livejournal.com
Кстати, в этом переводе его биографии есть очень странный момент (возможно, просто ошибка или опечатка):

1 сентября 1939 г.
Начало второй мировой войны. Служит мессу в Вавельском соборе (отправитель - дон Фиглевич, его исповедник).

Свою первую литургию (мессу), кот. называется "примисия", Войтыла служил 02.11.1946 в церкви св. Леонарда (Вавель). В семинарию он поступил в октябре 1942 года, так что "служить мессу" в 1939 году никак не мог.

Русский перевод делался, судя по всему, с вот этого или подобного оригинала: http://www.opoka.org.pl/zycie_kosciola/jan_pawel_ii/bio_wojtyla.html, где нет никакого упоминания об этом событии.

Зато о нет говорит сам папа: http://www.vatican.va/archive/books/gift_mystery/documents/archive_gift-mystery_book_1996_sp.html

Aquel 1 de septiembre de 1939 no se borrará nunca de mi recuerdo: era el primer viernes de mes. Había ido a Wawel para confesarme. La catedral estaba vacía. Fue, quizás, la última vez que pude entrar libremente en el templo. Después fue cerrado. El castillo real de Wawel se convirtió en la sede del Gobernador General Hans Frank. El P. Figlewicz era el único sacerdote que podía celebrar la Santa Misa, dos veces por semana, en la catedral cerrada y bajo la vigilancia de policías alemanes. En aquellos tiempos difíciles fue aún más claro lo que significaban para él la catedral, las tumbas reales, el altar de San Estanislao, obispo y mártir. El P. Figlewicz fue hasta la muerte fiel custodio de aquel particular santuario de la Iglesia y de la Nación, inculcándome un amor grande por el templo del Wawel, que un día llegaría a ser mi catedral episcopal.

Т.е. речь идет просто о том, что Кароль зашел в храм, думая, что больше может не быть такой возможности зайти туда свободно. Впоследствии (а не в этот день - день нападения немцев на Польшу, когда Краков все же еще не был захвачен) право служить мессу в закрытом и охраняемом немцами кафедральном соборе имел его исповедник, отец Казимир Фиглевич (почему в переводе "дон"?). Так что здесь какое-то qui pro quo в русском переводе.

Date: 2005-04-02 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lafinur.livejournal.com
Т.е. для него здесь просто сошлось несколько важных событий: день начала войны, как бы случайное посещение храма, где тогда и до самой смерти служил важный для него человек (к тому же его исповедник), и который впоследствии стал его епископской кафедрой (как архиепископа Краковского - до избрания папой).

Date: 2005-04-02 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
да, спасибо! надеюсь, переводчик обратит внимание на Ваш комментарий.

Date: 2005-04-02 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lach-gas.livejournal.com
Папа
<<Римский просит передать Василию Трофимовичу Сиротенко, что он все время
молится Господу Богу за него", - говорится в послании.
<<что в переводе с ватиканского на нормальный язык значит:шел бы ты дедуля со своими историями лесом.

Date: 2005-04-03 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_guardian_/
Он может этого и не помнить, что было бы неудивительно.

А вышеприведённая ссылка на Ватикан как раз всё подтверждает.

Date: 2005-04-03 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
ссылка на рассказ сына еще более объясняет. там вполне все правдоподобно звучит.
Page generated Feb. 21st, 2026 09:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios